Сегодня в областном арбитражном суде судейская тройка под председательством Олега Чиркова отказала Банку России в признании банкротом ЗАО «Поволжский немецкий банк». Эта сенсация зрела долго: Центробанк подал иск еще в мае 2009-го, 14 сентября 2009 года областной арбитражный суд назначил в рамках этого иска проведение финансово-аналитической экспертизы. Банк России и временная администрация ПНБ неоднократно пытались оспорить законность проведения экспертизы, но суд отказывал в удовлетворении их требований.
Как оказалось, у представителей регулятора была причина нервничать. Центр экспертно-криминалистических экспертиз при МВД РФ счел имущество банка достаточными для расплаты по обязательствам. А это дает суду право отказать во введении процедуры банкротства. Впервые о наличии экспертного заключения было сообщено на заседании суда 3 июня, однако рассмотрение по существу было отложено, так как стороны не успели представить суду отзывы. 10 июня рассмотрение возобновилось. Отметим, что представители Банка России и временной администрации ПНБ отнеслись к выводам экспертизы резко негативно. В подсчетах экспертов они даже обнаружили арифметическую ошибку! Кроме того, не согласны специалисты ЦБ были и с оценкой рисков по ряду ссуд. На заседании прозвучали названия ряда компаний, очевидно связанных с WDB-групп. Компании эти брали в банке кредиты на покупку недвижимости в комплексе Шурова гора, однако в реальности, по информации представителей временной администрации ПНБ, деньги уходили на достройку заводов империи Шмидтов. По мнению оппонентов Поволжского немецкого банка, надежность таких активов следовало отнести к низшей категории и резервировать на случай потерь по ссудам 100% суммы.
Как известно Центробанк перед отзывом лицензии исследовал финансовую ситуацию в ПНБ. Именно тогда были сделаны выводы о существенной недостоверности отчетных данных, снижении достаточности капитала ниже 2%, уменьшении размера собственных средств (капитала) ниже установленного ЦБ минимума. На сей раз, доказывая ошибочность выводов о достаточности имущества ПНБ, представители Центробанка говорили о неучтенных комиссиях на 63 млн. рублей. Именно эта небольшая сумма должна была сыграть роль соломинки, ломающей спину верблюда, и доказать, что имущества банка все же не хватает для самостоятельных расчетов по всех обязательствам. В то же время эксперты МВД сделали вывод, что активы банка превысили обязательства на 58 млн. руб. Опять же невеликие деньги, которые, тем не менее, могли бы вернуть имущество в руки акционеров. И – вернули, но ровно до того момента, как решение судейской тройки Олега Чиркова не будет обжаловано в апелляционной инстанции.
И все же, первый раунд Виктор и Геннадий Шмидт выиграли. Вот только сумеют ли акционеры полноценно воспользоваться плодами победы? В мае ПНБ проиграл иск, в котором оспаривал отказ ЦБ в добровольной ликвидации кредитного учреждения. Таким образом, лицензия у банка остается отозванной, а это предполагает, что ликвидационные процедуры пройдут исключительно под контролем специально уполномоченного субъекта – Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Как совместить наличие сторонних ликвидаторов и жесткий контроль со стороны АСВ с самостоятельной расплатой ПНБ со всеми кредиторами? Совершенно очевидно, почему акционеры ПНБ так жаждут урегулировапть долговые проблемы самостоятельно. Если большая часть кредитов выдавалась компаниям, подконтрольным империи, если такие же компании держали счета в ПНБ, то неужели в узком кругу все со всеми не договорятся? Основной проблемой были вкладчики-физики, однако на момент решения о самоликвидации активы банка, по данным акционеров, значительно превышали обязательства: активы - 4,47 млрд рублей, вклады — 2,3 млрд. Чем закончится эта коллизия – покажет время.