Сегодня в помещении ООС «Общественная комиссия по мониторингу реализации в Саратовской области Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ» состоялась сенсационная пресс-конференция. Перед СМИ выступили журналист Владимир Спирягин, правозащитник Григорий Ахтырко и саратовчанка Людмила Шмонина. Сын Людмилы, Сергей Шмонин в 2006 году попал в тяжелейшее ДТП, в результате которого погибли трое его знакомых, а сам он несколько дней провел в коме на грани жизни и смерти. А после выхода из больницы оказался молодой человек еще и на скамье подсудимых. Суд города Вольска решил, что второй участник ДТП, бывший сотрудник милиции, - просто потерпевший. При этом протокол осмотра места ДТП вызвал у Сергея и его адвоката большие сомнения, а фотографии с места происшествия были серьезно повреждены из-за неисправности компьютера, в котором хранились. Тем не менее, городской суд Вольска признал Сергея Шмонина виновным и дал ему пять лет колонии-поселения. Но Сергей вину признать оказался.
Мать Сергея - Людмила Шмонина не сидела сложа руки и обжаловала приговор. И вот, изучая материалы суда в процессе подготовки очередной жалобы, Людмила обнаружила, что в протокол осмотра места ДТП и другие документы внесены изменения. Женщина добилась проведения экспертизы в экспертно-криминалистическом Центре облГУВД. Эксперты в судебных документах нашли целых 14 дописок! Но в глазах сотрудников вольского межрайонного отдела СУ Следственного комитета при прокуратуре области – это все мелочи, не заслуживающие внимания. Вольский отдел СУ СК не увидел в фальсификации события преступления. Не увидело его СУ СК при прокуратуре области.
Так что добиться пересмотра приговора, вынесенного в 2007-м, Людмиле не удается и по сей день. Дело Сергея Шмонина меж тем поступило уже, как пишут наши коллеги, в Страсбургский суд.
Где же тут сенсация? А она вот в чем: Сергей, отбывая срок в колонии – поселении в Красноармейском районе, показал себя асом ремонта и строительства. Талант зека оценило начальство колонии, особенно замначальника по режиму колонии-поселения № 20 Евгений Гладских. В особняке г-на Гладских, который находится, сами понимаете, за территорией колонии, Сергей Шмонин трудился в 2009 году несколько месяцев, работая без выходных по 12-14 часов в сутки. Но и в этом ничего поразительного нет. Начальство зон считает зеков рабами, которые должны строить высшим чинам баньки и дачи, хотя законы и ведомственные инструкции запрещают неформальные отношения между администрацией и заключенными.
Превратив дом Евгения Гладских в настоящую элитку, Сергей Шмонин обратился за обещанным: во-первых, за зарплатой, во-вторых, за содействием в получении условно-досрочного освобождения. Ту-то и понял он, что за несколько месяцев рабского труда ему начислено всего семь тысяч рублей, а во-вторых, такого талантливого «раба» колониальная система, видимо, решила использовать по полной и никакого УДО ему не светит. На Сергея посыпались абсурдные взыскания, который начала оспаривать в суде Красноармейского района его мать.
На суде Людмила предъявляет видеозапись, на которой сын беседует с журналистом Владимиром Спирягиным и рассказывает, как строит гражданину начальнику скромное счастье. И все это снято прямо в комнатах чудо-домика Гладских! Кроме того, в суд предъявлены и распечатки звонков с мобильного телефона зека Шмнонина и на мобильный ему же. Среди абонентов есть и номер «кума». Начальство колонии начинает все отрицать: мол, фотомонтаж, телефона у зека быть не может и вообще, все это – чернейший навет. Однако суд приобщает к делу видеодоказательства и распечатку звонков. На большее у гражданки судьи, которой Шмонин якобы даже ремонтировал забор, духу не хватило. Уже сегодня суд вынес решение: взыскания на зека Шмонина наложены обосновано.
Тем временем Сергея, якобы заботясь о его же безопасности, переводят в колонию №11. Здесь его сажают в ШИЗО, очевидно, стараясь сделать из него закоренелого нарушителя режима. И надежда на УДО становится призрачной. Более того, после нескольких визитов Сергея в ШИЗО начальство колонии получит право отправить строптивого зека в зону общего режима. А там с человеком может произойти всякое…
Собственно, этим и продиктована необходимость созвать пресс-конференцию. Однако прямо на наших глазах история получила продолжение: неожиданно в зале появилась омбудсмен Нина Лукашова. Оказывается, видеозапись, отправленная во все судебные и прокурорские инстанции, а также в ГУ ФСИН, сделала свою «разрушительную» работу. В бастионах саратовской Фемиды пробита брешь! «Сегодня материалы переданы в следственный комитет для возбуждения уголовного дела», - сообщила нам Нина Лукашова. Правда, касаться оно будет только использования труда заключенного Шмонина. Но мы надеемся, что столь же внезапно Фемида начнет разбирательство и по факту фальсификации материалов уголовного дела, по которому Сергея отправили за решетку. Надеемся узнать, кто же занимался подделкой документов, кто «шил» доказательства, стоившие Сергею нескольких лет жизни и свободы.