"Избирательная кампания в Госдуму - вялая и неинтересная"

Известный политолог поделился своими впечатлениями

Избирательный цикл-2016 подходит к концу. Важнейшее событие в нем - выборы депутатов Государственной Думы VII созыва. Как проявили себя ведущие политические силы в Саратовской области в рамках федеральной парламентской кампании, какие новые технологии были использованы для привлечения избирателей? Кто из участников предвыборной гонки имеет больше шансов занять кресла в новой Думе? Об этом в интервью рассказал профессор кафедры истории, философии и политологии Саратовского социально-экономического института Александр Николаев.

Как в целом вы могли бы охарактеризовать ход кампании по выборам депутатов Государственной думы седьмого созыва в Саратовской области?

На моих глазах прошли все семь кампаний по выборам депутатов Госдумы, начиная с 1993 года, и должен с сожалением признать, что нынешняя – одна из самых вялых и неинтересных. Никакого сравнения с кампаниями 90-х годов, когда бушевали страсти, кипели дискуссии, сталкивались яркие личности, велась, буквально, охота за голосами избирателей. И даже предыдущие выборы 2011 года отличались высокой активностью основных политических сил в нашей области. Сейчас, если саратовец не интересуется политикой, он может и не заметить, что идет избирательная кампания. А ведь партий-участников стало в два раза больше. Но новички не смогли создать дополнительную интригу.

Видимо, правящая партия решила, что в сложных социально-экономических условия не стоит будоражить избирателя и добиваться высокой явки. Если придет много избирателей, еще неизвестно, как они проголосуют. А при невысокой явке "Единая Россия" постарается максимально мобилизовать свой надежный электорат. Другие партии, судя по всему, приняли предложенные им правила игры. Поэтому мы и имеем такую "бесшумную" кампанию.

Какие новые способы взаимодействия с избирателями (и воздействия на избирателей) использовали политические партии?

Я не заметил ничего принципиально нового и оригинального. Хотя особенности, конечно, есть. Во-первых, все партии и кандидаты практически отказались от закладки агитационных материалов в почтовые ящики. Раньше накануне выборов саратовцы извлекали из своих ящиков кипы листовок, календарей, газет. Это всем надоело, и их стали выбрасывать, не читая. Логичным выглядит отказ от этой формы агитации. Но, с другой стороны, когда предвыборной "макулатуры" не стало, тот, кто предложит свои материалы, может и достучаться до избирателя.

Одной из основных форм агитации в Саратове стали большие баннеры, расположенные на важнейших автотрассах. Это не выглядит навязчиво по отношению к конкретному избирателю и в тоже время позволяет охватить большое количество людей. Наконец, стало больше косвенной политической рекламы. Кандидаты стараются сообщить о себе нечто положительное, не увязывая напрямую это с выборами.

Какая из политических сил наиболее ярко проявила себя в ходе кампании? 

Конечно, заметнее всех кампания "Единой России". Это неудивительно, поскольку она обладает материальными и административными ресурсами, превосходящими всех соперников вместе взятых. Кстати, именно ЕР активно использует косвенную рекламу.

Больше всех разочаровали коммунисты (КПРФ). Учитывая падение уровня жизни населения и рост социального недовольства, они могли многого добиться. Но для этого надо было вести активную и агрессивную кампанию. Ничего подобного мы не видим. Видимо, КПРФ устраивают те проценты, которые они обычно получают на последних выборах.

Агитация ЛДПР также не цепляет. В прошлом они привлекали к себе определенную часть электората за счет своеобразного эпатажа, резких, почти провокационных лозунгов. Сейчас пока этого не заметно. А в качестве солидной партии ЛДПР фактически нечего предложить избирателям.

Обращает на себя внимание кампания "Справедливой России". Конечно, эта партия в материальном отношении не может тягаться с единороссами, но ее предвыборная агитация выглядит привлекательно. Партия не просто критикует власть, а предлагает свои реальные варианты решения самых острых проблем. Кандидаты СР активно проводят встречи с избирателями. Причем на встречах стараются обсуждать не политические вопросы, а конкретные нужды. Партия выпустила интересную серию предвыборных газет, обращают на себя внимание баннеры. Ну и удачно представляет партию лидер регионального предвыборного списка "Справедливой России" Наталия Великая.

 

Как избирательная кампания скажется на результатах выборов? Каковы ваши прогнозы?

Какая кампания – такие будут и результаты. Поскольку новые партии не смогли ничего оригинального и привлекательного предложить избирателям, пятипроцентный барьер, скорее всего, преодолеет привычная четверка. Отобрать первое место у ЕР никто не сможет, но 65% по Саратовской области, как на прошлых выборах, она получить не сможет. Если это произойдет, то только за счет нарушений. КПРФ удержит второе место. Третье место вполне достижимо для "Справедливой России". Впрочем, распределение 2-4 мест во многом будет зависеть от того, как партии проведут последнюю предвыборную неделю, как смогут мобилизовать своих сторонников. Ведь успех могут обеспечить всего лишь дополнительные несколько тысяч голосов.

Поделиться новостью: