Как разблокировать счет в банке. Советы юриста

Директор юридического бюро "Аргументъ": "Есть миф, что что этот процесс проблематичен"

Федеральная налоговая служба вправе заблокировать расчетный счет налогоплательщика. Как этого избежать и что делать, если счет уже заблокирован? На эти вопросы ответил директор юридического бюро "АргументЪ" Андрей Ларин.

- По каким причинам ФНС может заблокировать расчетный счет налогоплательщика?

- Право налоговой инспекции заблокировать расчетный счет установлено статьей 76 Налогового кодекса РФ. В ней содержится исчерпывающий перечень оснований, по которым все банковские операции могут быть приостановлены на время. К такого рода причинам закон относит следующие случаи:

1. Налогоплательщик не вовремя предоставил налоговую декларацию, опоздав на 10 рабочих дней со дня окончания срока ее подачи;
2. Налоговый агент не представил расчет по форме 6-НДФЛ в ФНС в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока его подачи;
3. Налогоплательщик не выполнил требование ФНС об уплате налога, пени или штрафа;
4. Налогоплательщик, который в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ должен представлять отчетность в электронном виде, не направил электронную квитанцию о приеме документа, полученного от ФНС в электронной форме в течение шести дней с даты его получения.

Счет может быть заблокирован по иным причинами, обозначенными в пункте 10 статьи 101 НК РФ, а именно - если налоговый орган придет к выводу, что налогоплательщик не исполняет решение, вынесенное по итогам камеральной или выездной налоговой проверки в связи с тем, что общая стоимость его имущества по данным бухгалтерского учета ниже суммы недоимки, пеней и штрафов.

Но важно помнить, что в такой ситуации до блокировки счета налоговая служба обязана вынести решение о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение всего имущества плательщика налога.

- Расскажите о возможной причине блокировки счета более подробно.

- Поговорим о блокировке за неисполнение требования налоговиков об уплате налога. Это основание предусмотрено пунктом 2 статьи 76 НК РФ, в котором сказано, что ФНС может заблокировать расчетный счет налогоплательщика лишь в рамках суммы недоимки, требование об уплате которой ему было выставлено.

Блокируются все банковские счета, затем с них списываются средства до полного погашения задолженности. Но при наличии остатков средств на нескольких заблокированных счетах возможно превышение допустимого лимита.

- А как дела обстоят с блокировкой расчетного счета за несвоевременное представление декларации?

- Когда налогоплательщик задерживает сдачу любой декларации свыше, чем на 10 дней, ФНС имеет право заблокировать все операции по его банковским счетам. Это предусматривает НК РФ. Такая возможность у налоговиков есть только в отношении непредоставления налоговых деклараций. Важно знать, что опоздание со всеми остальными отчетами к такого рода последствиям не ведут. Блокируется счет полностью, налогоплательщик теряет возможность распоряжаться им. Закон дает право лишь проводить платежи, которые связаны с трудовыми отношениями и уплатой налогов и сборов.

- Как производится блокировка расчетного счета при отсутствии квитанции о приеме налогоплательщиком электронных документов от ФНС?

- Данная причина блокировки введена в Налоговый кодекс недавно – с января 2015 года. Налогоплательщик за шесть дней обязан подтвердить получение от ФНС документов, направляемых в их адрес. Электронная квитанция может быть направлена в налоговую путем телекоммуникационных каналов связи. ФНС блокирует счет при неполучении квитанции в течение 6 дней, но такое решение может быть вынесено в течение 10 дней после истечения данного срока. Это дает возможность налогоплательщику исправить ситуацию и избежать не желаемых последствий.

- Что делать налогоплательщику, если счет уже заморожен?

- Действовать при приостановлении операций по банковским счетам нужно максимально оперативно, так как отсутствие возможности максимально использовать свой расчетный счет ограничивает всю деятельность компании или индивидуального предпринимателя. Существует миф о том, что процесс разблокировки очень сложен и проблематичен. Однако на деле все происходит достаточно просто. Схема действий в каждой из причин блокировки схожая, а итог полностью зависит от скорости и точности исполнения всех действий.

Во-первых, нужно установить причину, по которой заморожены Ваши счета в банках. Для этого следует позвонить в банк и уточнить у банковских работников на основании какого конкретно решения ФНС были приостановлены операции, узнать дату и номер этого документа. Затем нужно обратиться в налоговую инспекцию и по реквизитам этого решения выявить, кем и за что оно было вынесено. Зачастую решение попадет к налогоплательщику позже, чем в банк.

Во-вторых, переходим к устранению причины блокировки счета. Здесь все просто: была недоимка по налогу – погашаем ее, была задержка с декларацией – направляем отчет в ФНС, отсутствует электронная квитанция – передаем ее, исполняя все требования из документа, которого она касалась. Об устранении причин обязательно извещаем Налоговую инспекцию.

В большинстве случаев разблокировка производится в течение суток после того, как налоговики увидят поступление денег, либо требуемых отчетов или документов.

- Что делать, если недоимку погасили, а счет все равно не разблокируют?

- Разница во времени между проведением платежа и поступлением денег в бюджет может составлять три дня. Процесс разблокировки можно несколько ускорить, если предоставить в ФНС доказательства того, что налог уплачен – выписку из банка или платежное поручение в оригинале (с отметкой банка). Ранее существовала возможность открытия другого счета в банке, чтобы работать через него. С 2014 года банкам запрещено открывать новые расчетные счета тем ИП и юридическим лицам, у которых зафиксирована приостановка операций по действующим счетам. В связи с этим причину блокировки все равно нужно будет устранять.

Поделиться новостью: