Мартирос Казаросян - о последствиях страшной трагедии
24 апреля во всем мире скорбят о невинных жертвах геноцида начала XX века, когда в Османской империи было уничтожено полтора миллиона армян. О том, как изменилось восприятие тех трагических событий в понимании армянского народа и какой реакции этот народ ждет сегодня от мирового сообщества, "СарИнформу" рассказал член региональной Общественной палаты Мартирос Казаросян.
- Есть мнение, что любое, даже самое страшное преступление может остаться без наказания, если долго о нем умалчивать. Применимо ли это к геноциду армян?
- Это исключено. За геноцид рано или поздно придется ответить. Может быть, это случится сегодня, а может, чуть позже. Но последствия неизбежны. В те страшные дни турецкое государство организовало немыслимое преступление против своего народа. Жертвами пали достойные созидающие граждане — писатели, художники, деятели культуры, чиновники, простые люди. Не жалели детей и женщин. Государство изгоняло, насиловало и убивало граждан. Это был настоящий террор. Такое преступление не имеет срока давности. Сегодняшнее руководство Турции не признает преступлений своих предков, именно поэтому, на мой взгляд, его можно считать соучастником этих преступлений. Безнаказанность ни к чему хорошему не приводит, поэтому сегодня весь мир страдает от новой террористической чумы.
- Как смотрят на геноцид представители армянского народа сегодня?
- Взгляды изменились. Раньше мы говорили о несправедливости: о том, что нас насиловали, убивали, изгоняли. Сегодня мы говорим иначе: помним и требуем. Мы требуем от Турции возмещения — морального и материального. Как бы руководство Турции сегодня ни пыталось уйти от ответственности, скрыться ему не удастся. И дело здесь даже не в возмещении материальном, дело — в принципе, поступке, признании. Мир должен жить по определенным правилам. Если этих правил нет, как можно говорить о справедливости? И современное поколение должно осознать, что безнаказанности быть не должно.
- Должен ли, на Ваш взгляд, Реджеп Эрдоган лично объявить о признании ошибки?
- Безусловно. Все мы, разумеется, понимаем, что сам Эрдоган к преступлениям прошлого века не причастен. Но он идет точно по такому же пути, умалчивая о событиях тех лет. Однако ошибку должен признать не только лидер республики, но и турецкий народ. А мировое сообщество должно сделать выводы и дать независимую оценку преступлению.
- Насколько сегодня един и силен духом армянский народ?
- Армяне сейчас едины как никогда. Уже прошло белее 100 лет после ужасной трагедии, и сегодня мы понимаем одно: мы сами должны решать свои вопросы. Надеяться на партнеров, соседей и друзей, разумеется, можно. Но мы всегда должны быть готовы защищать свою семью и государство. За нас самих этого никто не сделает. Сейчас подъем национального духа ощущается очень отчетливо. Я уверен, мы добьемся справедливости.
Армяне — созидательный, законопослушный народ, который честно работает. Так случилось, что судьба разбросала нас по разным концам света. Но везде мы ведем себя достойно. Я считаю, что каждый человек должен создавать вокруг себя комфорт, помогать окружающим. Нельзя, имея власть, вести себя так, чтобы тебя боялись. Наоборот — надо созидать, вызывать у людей положительные эмоции. Этим принципам следую я, их придерживаются мои близкие, родственники, да и практически весь армянский народ в целом.
Армяне есть в Сирии, Египте, Иране, Ираке, во многих мусульманских странах. Но мы живем и созидаем, хорошо ладим с народами другой веры. К нам нет претензий. Нам нечего доказывать. Исторически армяне уже все доказали. Всем известно, как мы страдали за свою веру. Все знают, что мы никогда не предаем друзей. Когда распался СССР, Армения осталась с Россией. Многие оправдывают свои поступки тем, что якобы нет выбора. На самом деле выбор есть всегда — иногда правильный, а иногда не очень. Но он есть. Во время гонений наши люди брали с собой церковные книги, а не золото. Подумайте только, насколько сильным должен быть дух и моральная составляющая человека, чтобы так дорожить верой, письменностью. Это говорит о многом. При этом мы не прощаем предательство — мы хотим, чтобы была дана оценка действиям Османского государства во время геноцида. Мы больше не плачем о том, что нас убивали. Мы помним это и требуем, чтобы Турция примирилась со своей историей.
- Если Турция открыто заявит о своей вине и возместит компенсации потомкам жертв геноцида, скажется ли это как-то на геополитической ситуации?
- Это будет примером для всех стран мира. В 1921 году жертва геноцида армян Согомон Тейлерян отомстил за убийство своей семьи. Он застрелил одного из главных организаторов массового террора Талаата-пашу, а затем добровольно сдался властям. Суд в итоге оправдал его. Это конкретный пример справедливого решения. Справедливость как никогда нужна нам сегодня, но добиваться ее нужно законными, цивилизованными способами. Сейчас многие турки могут говорить, что их предки пошли на преступление ради создания великой страны. Однако, когда мировое сообщество признает неправоту Османского государства, эти же жители современной Турции изменят свою позицию и начнут осуждать поступок своей страны. Сегодня руководство ведущих мировых держав должно усвоить уроки истории и принять меры. Если тебе доверили судьбу народа, ты не должен никого ущемлять и убивать. Все мы люди, особенных среди нас нет. Когда мировое сообщество даст оценку действиям Турции, а республика признает правду, это будет прецедент глобального масштаба. При таком исходе каждый руководитель страны, каждый простой человек осознает, что рано или поздно за поступки придется платить. Это признание будет служить примером всем странам.
- Когда, на Ваш взгляд, Турция все-таки признает факт геноцида?
- Никто не знает, но я уверен, что это обязательно случится. Другого исхода быть не может. Руководство турецкой страны должно нести ответственность как за свои поступки, так и за всю историю своего государства. Молчание и укрывательство уже не сработают. Общество сегодня мыслит разумно, утаить от него преступления невозможно. Важно понимать, что между сомнительным успехом и завоеванием территорий ценой невинно убитых людей не должно быть знака равенства. У нас, армян, серьезный волевой дух, мы никогда не будем робеть. Повторюсь, мы требуем справедливости, компенсации, оценки событий со стороны мирового сообщества. И дело здесь не в поддержке, а в справедливости. Искупление неотвратимо: все, что у людей забрали, придется вернуть, но уже в многократном размере. Это не армянский вопрос, а общечеловеческий.