Продолжение. Начало читайте здесь, вторую часть - здесь
«СарИнформ» продолжает изучать обстоятельства, связанные с возбуждением уголовного дела в отношении действующего сити-менеджера Алексея Прокопенко. В предыдущих публикациях мы разбирались в том, как муниципальный участок «Сеноман» оказался в руках частной строительной компании. Кроме того, мы выяснили, почему эта сделка привела к многочисленным судебным разбирательствам и противоречиям между ведущими политическими силами региона. Теперь нам предстоит вникнуть в суть мирового соглашения между городской исполнительной властью и коммерсантами, а также осмыслить «логику» прокуроров, по инициативе которых позже и было возбуждено уголовное дело в отношении главы администрации Саратова.
В марте 2008 года ЗАО «Шэлдом» начало строить микрорайон на «Сеномане». К началу 2009-го было освоено 200 миллионов рублей от общего объема инвестиций, зашкаливающих за 3 миллиарда рублей. На деле эти цифры выражались в уже готовых нескольких этажах зданий. Перспективы дальнейшего возведения жилых домов бизнесменам были открыты не полностью: с одной стороны - результаты экологической экспертизы (по стратегическим запасам воды) разрешали продолжать стройку, но с другой - администрация Саратова отстаивала свое право распоряжаться землей. Для ясности еще раз оговоримся: «Шэлдому» принадлежали незавершенные объекты, а земля под ними, согласно окончательному решению суда, снова стала муниципальной. Потому организация не могла полноценно распоряжаться участками и в то же время не имела права достроить дома (невозможно было получить разрешительную документацию и ввести объекты в эксплуатацию). В свою очередь мэрия указывала на то, что строительство нанесло муниципалитету убытки в размере 81,1 миллиона рублей. В частности, речь шла о вырубке на «Сеномане» всех плодоносных деревьев и о невозможности рекультивировать почву, а также восстановить зеленые насаждения.
Выход из столь непростой ситуации был найден в марте 2011 года, когда обе стороны конфликта заключили мировое соглашение. Согласно условиям документа, муниципалитет отказывался от исковых требований о возмещении убытков, да и вообще от всяких претензий к строительной организации. ЗАО «Шэлдом», по тому же соглашению, передавало в собственность горадминистрации 70 однокомнатных квартир (в Саратове и Энгельсе) для включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд. Эта недвижимость оценивалась ровно в 81,1 миллиона рублей. Словом, убытки были компенсированы мэрии в полном объеме. Что же касается передачи жилья именно молодым специалистам, то это решение было в полной мере осознанным. Дело в том, что на тот момент нехватка молодых кадров в учреждениях социальной сферы ощущалась как никогда остро. На эту проблему постоянно указывали и первые лица государства.
Теперь обратим внимание на другую важную деталь – условия мирового соглашения тщательно проверялись всеми сторонами по делу, в том числе областной прокуратурой. И на момент подписания документа от ведомства, возглавляемого Владимиром Степановым, не последовало никаких возражений. Более того, в Арбитражном суде области, где, собственно, соглашение и было утверждено, в качестве третьих лиц числилась прокуратура города Саратова, представители которой также ни по тексту соглашения, ни по его легитимности ни малейших сомнений не высказали.
Но стоило начинающим учителям и педагогам получить жилье, как вдруг надзорное ведомство ополчилось на горадминистрацию. Видите ли, по мнению прокуроров, муниципальной власти не следовало заключать соглашение о приобретении квартир в служебный жилфонд без возможности их передачи очередникам.
Так в мае 2012-го, на сити-менеджера и завели уголовное дело. Но здесь возникает вполне логичный вопрос: почему структура Владимира Степанова не предъявила мэрии претензий во время обсуждения условий мирового соглашения, а предпочла «махать кулаками после драки»? Спланированная ли это стратегия, либо результат элементарной невнимательности?
У председателя комитета правового обеспечения МО «Город Саратов» Оксаны Тишовой на этот счет своя точка зрения:
От региональной прокуратуры по вопросу предоставления квартирам статуса служебного жилья возражений тоже не было. Более того, судебный акт, которым руководствовался муниципалитет при предоставлении жилья, не был обжалован прокуратурой в установленный законом срок (с момента его принятия прошло более года).
О том, как развивались события после возбуждения уголовного дела в отношении главы горадминистрации и кто яростнее всех поддерживал чиновников в стремлении заключить то самое мировое соглашение, мы расскажем в следующих публикациях.