Телефоны для связи
Статьи
Финансовое оздоровление
28 ноября 2010, 18:29

2007 год объявлен в Саратовской области Годом здоровья. Судя по всему, главными событиями этого тематического года станет борьба между саратовской областной и саратовской городской властью за финансовые потоки, предназначенные медицинским учреждениям.

Сейчас нажим чиновников областного уровня сосредоточен на том, чтобы Саратов как можно скорее передал в областную собственность больницу № 7, клиническую больницу № 2, родильный дом городской больницы № 8 и родильный дом № 2. Доводы областного министерства здравоохранения сводятся к тому, что такой путь предписан федеральным 131-м законом.

За препятствия в выполнении федерального закона глава администрации города Саратова Николай Романов пока еще не отправлен прокуратурой на скамью подсудимых. И, значит, горожанам (или хотя бы общественности) есть над чем подумать. Например, можно вспомнить, что 131-й закон, разграничивающий полномочия между региональной и муниципальной властью, еще не вступил в силу на территории России.

Пока его исполнение отложено, компетентные эксперты не устают повторять, что множество статей этого закона противоречат Конституции России. А некоторые муниципалитеты уже начинают восстанавливать свои попранные властями регионов права. Например, при помощи юристов Центра правовой поддержки местного самоуправления одному из муниципалитетов Ставропольского края уже удалось оспорить в кассационной инстанции ВС РФ незаконность аппетитов представителей власти регионального уровня.

В докладе Института экономики города недавно совершенно ясно был обозначен вывод о том, что в 131-м законе заложена возможность добровольно-принудительного изъятия муниципальной собственности. В том же докладе рассказано, что региональные власти Башкирии вообще взяли, да и объявили всю муниципальную собственность государственной. А в Якутии перечень имущества, передаваемого с муниципального уровня на региональный, затвердили постановлением органа исполнительной власти, даже не поинтересовавшись предложениями МСУ. В Ставропольском крае, не желая отдавать одну из ЦРБ из регионального подчинения в муниципальное, пошли на то, чтобы переименовать центральную районную больницу в Центр по оказанию медицинских услуг.

Дело в том, что по несовершенному, много раз «обхаянному» со всех сторон 131-му закону за специализированную медицинскую помощь отвечать должна вроде как региональная власть. Понятно, что вместе с ответственностью за некоторые специализированные объекты в виде роддомов саратовский областной минздрав желал бы забрать с муниципального уровня и денежные потоки. Руководство Саратова такая перспектива не устраивает. Оно уперлось.

По мнению саратовских руководителей, муниципальное здравоохранение и без того недофинансировано. Региональное отделение ФОМС, вместо рассчитанных по нормативам 1 млрд 400 млн рублей, необходимых на выплату зарплат, покупку медикаментов, мягкого инвентаря и продуктов питания, пообещало в 2007 году дать только 873 миллиона. Областной бюджет, из которого финансируется содержание скорой помощи, капитальный ремонт помещений больниц, зарплаты административным работникам, вместо 700 миллионов рублей предложил только 400.

Неоднократно с начала года в беседах с губернатором узким кругом и на расширенных заседаниях коллегии министерства город пытается доказать, что ему, в соответствии с программой госгарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи, не хватает как минимум 300 миллионов рублей непосредственно из областного бюджета.

А область отвечает ему, что с деньгами рулить здравоохранением и дурак сможет, а вы покажите, как без денег у вас получится отремонтировать свои разваливающиеся больнички, уменьшить число жалоб населения, получить лицензии, прекратить оказывать платные услуги. «Менеджируйте», дескать. А не можете — срочно отдайте те лечебные учреждения, что у вас просят, на областной уровень. Деньги у нас есть. И мы сможем обеспечить «стабильное финансирование специализированных и дорогостоящих видов медицинской помощи».

Между прочим, такая политика придерживания денег для того, чтобы тратить их собственноручно, называется политикой выкручивания ненужных рук. Или цинизмом. Или куражом. Потому что от нее припахивает желанием областной власти «попилить» деньги, заложенные на здравоохранение, собственноручно. Ведь про конкретные уголовные дела и обвинения конкретных ответственных за городское здравоохранение не слышно. А критиковать «горе-здрав» всегда за что найдется. Областной патронаж, кстати, тоже.

В прошлом году мне пришлось два раза столкнуться с саратовской медициной. В первый раз в лаборатории поликлиники по месту жительства по направлению врача сдавала анализы. Доброй сотне таких же страждущих предлагалось уложиться всего в 45 минут. А после этого объявлялось, что прием закончен. На третий день хвост очереди, перезнакомившись, поумнел и выставил передовые рубежи, которые, придя заранее, должны были все-таки отстоять наше право на анализ перед вновь прибывшими. Но вновь прибывшие встали, оказалось, еще раньше. И дверь лаборатории перед нами опять закрыли. После шумного скандала выяснилось, что не совсем. Потому что за деньги можно было сдавать анализы еще час.

Негодования по поводу организации муниципального здравоохранения мне могло бы хватить на долгие годы. Если бы в больницу областного подчинения на скорой помощи не увезли дочь, которая прописана в одном из районных центров. Для того, чтобы в дальнейшем дочь могла без проблем стать матерью, мне пришлось отправиться в аптеку и выложить три тысячи рублей. Покупать по списку пришлось не только дорогостоящие лекарства, но и ... шприцы и хлористый натрий. А без списка приходилось каждый день тратиться на еду и такси. Потому что мой неизбалованный разносолами ребенок в больничной столовой есть отказался, а посетителей в больницу пускают только до 18.00.

Это я к тому, что, если уж руководствоваться здравым смыслом, то городу Саратову нужно оставить только поликлиники, скорую помощь и парочку больниц, в которые будут привозить больных кареты «скорой». В этом случае на городе останется только ответственность за профилактику заболеваний и за срочность доставки остро нуждающихся в стационарной помощи больных в приемный покой городских больниц. Закрепив за этими двумя городскими больницами ответственность за диагноз, на областные нужно переложить ответственность за качество лечения. А нынешние усилия региональной власти по превращению муниципальных лечебных учреждений в областные не сделают горожан увереннее, здоровее, просвещеннее и счастливее. Хотя бы потому, что из более чем 50-ти муниципальных учреждений для передачи на региональный уровень выбрано всего пять.

Ольга Копшева

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
17